Хороший ребенок!
Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный – хороший.
Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит – плохой.
Независимо от самочувствия, новорожденные бывают от рождения наделены большей или меньшей терпеливостью. Одному довольно единицы неприятных ощущений, чтобы отреагировать десятью единицами крика, другой на десять единиц недомогания реагирует единицей плача.
Один сонный, движения ленивые, сосет медленно, крик не энергичен, без надрыва.
Второй легко возбудим, подвижен, спит чуток, сосет в захлеб, кричит до посинения. Заходится, захлебывается, приходится приводить его в себя, иной раз с трудом возвращается к жизни. Я знаю, это болезнь, мы лечим ее фосфором, безмолочной диетой. Но эта болезнь не мешает младенцу вырасти во взрослого человека, наделенного сильной волей, сокрушительным упорством и гениальным умом. Наполеон в младенчестве, бывало, заходился криком.
Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. «Послушный, воспитанный, добрый, удобный..» И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни.
Из книги «Как любить ребенка», Януш Корчак
Выдающийся педагог и гуманист, педиатр, писатель