г. Москва, ул. Ландышевая, д. 14

Ребёнок должен быть всё время занят…

Ребёнок должен быть всё время занят…

Ребёнок должен быть всё время занят! И занять его делом — святой долг каждого добропорядочного родителя, няни или педагога. Этот негласный лозунг звучит везде и повсюду. Кроха ещё не родился, а уже прослушивает произведения великих Моцарта и Вивальди. А все потому, что «кто-то» громогласно заявил, что «после трёх уже поздно», — и многие поверили! И стали загружать своё чадо по полной программе — всем подряд и без разбора. Поверьте, я не против раннего развития, но против извращённого варианта «обучения» младенцев.

Когда ребёнок «ничем не занят» по мнению домочадцев, родительская тревога начинает зашкаливать: «Как так? Зря теряем время!» И вот в доме появляются всевозможные познавательные книги, пазлы, обучающие карточки, скачиваются на планшет обучающие игры и программы для младенцев! (Да, да, есть даже такое!). А автор одной новомодной методики предложил обучать младенцев-«бездельников» чтению до года и формировать у них энциклопедические знания! И, кончено, это стало очень популярно…

В итоге, эти дети могут вспомнить, когда было сражение при Ватерлоу (хотя истинный смысл сего им, конечно, не открыт). Но вот попасть по мячу ногой — они, увы, не могут, как растёт картошка — не видели, что в капельке воды можно увидеть радугу — не знают, а плести венки из полевых цветов или запускать воздушного змея — не умеют!

«Вот ещё, это же праздное времяпрепровождение! Как можно тратить на это драгоценное время?!»

Но ведь целостной картины мира у этих детей — нет! Есть разные факты и знания в голове, как файлы в компьютере. И место для хранения этой информации ограниченно. Задача взрослого — создать разнообразную, безопасную среду, в которой ребёнок сможет самостоятельно познавать мир и его законы. Можно много раз читать ребенку книжку о разных предметах, которые он ни разу не облизал, не понюхал, не потрогал. И тогда он будет знать слова, заучит стихотворение, расскажет его на потеху вашим соседям, друзьям, родственникам. Но реального мира за этими сухими словами не будет.

Даже если вам кажется, что ребёнок ничего не делает и теряет время, дайте ему время просто понаблюдать и размышлять. Это вовсе не значит, что ребёнка нужно всегда оставлять в одиночестве! Нет! От взрослого жизненно необходима чуткость и внимательность, умение распознать, когда ребёнок устаёт от своих размышлений и нуждается в Вас.

Нужно научиться соблюдать баланс между знаниями, которые ребёнок получает самостоятельно, и тем, что даёт ему взрослый.

«Чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать, чтобы его знать — надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать — надо дать ему свободу».

Эти удивительные и так необходимые всем нам, родителям, слова принадлежат Марии Монтессори.

×