г. Москва, ул. Ландышевая, д. 14

Метод Монтессори

Метод Монтессори

Что такое монтессори-образование?

В начале ХХ века в педагогике произошла революция. Её совершила удивительная женщина — итальянка Мария Монтессори. Она нашла способ индивидуального обучения в группе — обучения глубокого и качественного, оптимального для каждого ребенка.

В ее методе 3 важные составляющие:

  • ребёнок;
  • развивающая среда;
  • педагог.

Такой подход именуется «средовой» педагогикой. Здесь все придумано для детей: и низкие открытые полки, на которых стоят удивительные учебные материалы, и сами материалы, которые наглядно и просто представляют сложные вещи.

Дети могут начать работать с материалами тогда, когда захотят. Учитель просто помогает ребенку выбрать занятие, которое в большей степени его заинтересует, и показывает, как правильно проводить работу. Материал, в свою очередь, естественным образом «подсказывает» ребенку, если тот ошибается. Получается, что каждый ребенок следует своей собственной индивидуальной программе и обучается самостоятельно (при помощи монтессори материалов).

Как это работает?

Принципы монтессори группы.

  • Принцип свободы. Ребенок сам выбирает чем, с кем, где и как долго заниматься.  Свобода не подразумевает вседозволенность, она, как «настоящая взрослая» свобода, предполагает ответственность. Ребёнок — не пассивный объект обучения, а главный, активный и самостоятельный субъект.
  • Разновозрастные группы (от 3 до 6 лет), отсутствие классно-урочной формы и системы оценок. Мы не сравниваем детей между собой (согласитесь, странно сравнивать достижения трёхлетнего малыша и успехи шестилетнего), не оцениваем их по сомнительным, кем-то заданным параметрам.
  • Основной фокус внимания педагогики Монтессори направлен на личность ребёнка, а не на накопление ребёнком определённых знаний, умений и навыков за конкретные сроки. Важно то, каким растёт ребёнок: самостоятельным, ответственным, независимым, уверенным, целеустремлённым, организованным, умеющим сосредоточенно и эффективно работать.
  • Монтессори педагог — это проводник между средой и ребёнком.  Он чутко воспринимает, когда малышу нужно оказать помощь и поддержку, а когда — дать возможность провести самостоятельные исследования и сосредоточенно поработать. Монтессори педагог — это профессиональный наблюдатель. Он терпеливо и эффективно «выслеживает» работу каждого ребенка. И это дает ему почти безграничные возможности для «правильной помощи». Только благодаря наблюдению можно грамотно содействовать развитию каждого ребёнка. «Чтобы воспитывать ребёнка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу,» — так говорила сама Мария Монтессори.

Монтессори дети. Какие они?

Личностное развитие.

  • Познавательная мотивация: ребёнок привыкает учиться с удовольствием, любит заниматься, с радостью узнаёт новое, сам ставит себе познавательные задачи, интересуется окружающим миром. Он не боится сделать ошибку, поэтому обучение не тормозится боязнью неудачи.
  • Умение работать: организованность, ответственность, сосредоточенность; навыки подготовки рабочего места и доведения начатого дело до конца, включая уборку рабочего пространства за собой.
  • Социализация: ребёнок умеет дружить и работать в команде, уважает окружающих людей, их работу, интересы и индивидуальные особенности, умеет понимать и называть чувства других, умеет ждать своей очереди, может попросить о помощи и, с другой стороны, видит, где нужна его помощь и может по своей инициативе её оказать. Хорошие навыки общения облегчают нашим детям вхождение в новые коллективы.
  • Самостоятельность: уверенность в себе, своих силах, независимость от окружающих во многих аспектах, очень хорошо развитые навыки самообслуживания (вопросы еды, одежды, туалета и т.п.), умение и потребность просить о помощи только тогда, когда она действительно нужна, мотивация добиваться успеха самостоятельно.
  • Самосознание: ребёнок в контакте с собой, со своим внутренним миром, понимает свои желания и чувства, умеет делать выбор и нести ответственность за него, чувствует, когда необходим отдых, а когда, наоборот, есть ресурсы интенсивно работать, у него формируется позитивный образ себя и адекватная самооценка. Развитое чувство собственного достоинства являются лучшим залогом будущих успехов в жизни.

Познавательное развитие.

  • Память: ребёнок помнит очень длинные алгоритмы работы с разнообразными материалами, есть привычка и умение легко и естественно запоминать информацию.
  • Внимание: ребёнок умеет сосредоточенно работать, глубоко концентрировать внимание на задаче, умеет замечать тонкости и важные моменты как в работе, так и в окружающем мире в целом.
  • Мышление: очень эффективно развиваются логические способности, умение видеть закономерности, устанавливать причинно-следственные связи; развиваются аналитические способности, в том числе умение найти и исправить свои собственные ошибки; умение осваивать навык поэтапно.
  • Воображение и творчество: ребёнок умеет и любит творить спонтанно, создавать из различных материалов  бумага, картон, краски, пластилин, тесто, клей, природные материалы и т.п.
  • Сенсорное восприятие: развитие таких сенсорных качеств, как различение оттенков цветов, веса, объёма, размера, длины, звука, запаха и многое другое.
×